Новости рынка труда

Как использовать кризис?

Год назад нас уверяли, что Россия останется тихой гаванью, для которой кризис станет лишь небольшим ветерком. Однако сегодня по его вине рухнуло немало компаний, среди которых и корпорации, и мелкие фирмы. Такое резкое падение повергло бизнес в шок. Комментируя ситуацию, Владислав Лобанов, генеральный директор кадрового центра «ЮНИТИ», говорит, что компании только начали адаптироваться к тем условиям, в которые они попали из-за кризиса: «При этом многие предпочитают не смотреть далеко вперед, — рассказывает эксперт. — Мы это можем проследить даже по заказам наших клиентов — их интересует нынешний день и сотрудники, которые помогут здесь и сейчас решить возникающие проблемы:

  • бухгалтеры,
  • «продажники»,
  • инженеры.

Итак, организации подстраиваются под быстро меняющиеся условия, повлиять на которые они в большинстве случаев не могут. Это требует от них качественного пересмотра внутренних процессов. Что же нужно сделать для того, чтобы кризис стал новым толчком к развитию компании?

Поменять отношение к финансам

Каждая фирма переживает тяжелые времена по-своему. Самый серьезный удар пережили организации, в капитале которых доля кредитных средств была значительной, а рентабельность низкой. Сегодня многие из них уже разорились, оставшиеся пересматривают подходы, ориентируясь, в первую очередь, на собственные возможности. Безусловно, это сместило перспективы расширения бизнеса на более отдаленные сроки. Однако «прелесть» сегодняшней ситуации в том, что спад потребительского спроса показал нецелесообразность экстенсивного развития.

Снижение покупательной способности заставляет компании своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынке. «С ноября прошлого года наша компания пять раз пересматривала бюджет и сократила его с учетом прогноза падения продаж на 30-35 % по всем направлениям», — говорит Анатолий Ким, коммерческий директор торгово-производственной компании Donatto. Путей оптимизации расходов, по его словам, в любой организации достаточно. Например, решение перевести офис в более отдаленный район позволило их фирме в пять раз уменьшить стоимость арендной платы.

Сконцентрироваться на продвижении продукта

Уменьшение расходов стало ключевой идеей антикризисных программ. При этом радикальные меры по сокращению рекламы, предпринятые многими фирмами в первые месяцы кризиса, сегодня начинают давать плачевные результаты. Покупатели ориентируются на покупку тех товаров, бренды которых по-прежнему на виду. «Отказываясь от продвижения продукта, компании теряют и без того снизившийся спрос потребителя, — поясняет Владислав Лобанов. — Безусловно, большинству приходится оптимизировать расходы на рекламу, но маркетинговая политика при этом должна быть избирательной. Очень важно сконцентрировать свои силы на целевой аудитории и постараться, сократив расходы, не уменьшить своей узнаваемости. Раньше наша тактика состояла в использовании как можно большего количества каналов продвижения. Сегодня же приходится выбирать лишь самые эффективные, что требует детального анализа отдачи от того или иного рекламного хода».

При этом компании ищут новые методы и подходы к продвижению своего продукта. Надо заметить, что среди компаний есть и те, которые решили воспользоваться снижением объемов рекламы своих конкурентов. «Наши расходы на продвижение продукции в определенных регионах даже увеличиваются, при этом, конечно, учитываются индивидуальные особенности города, региона, компании-дистрибьютера», — рассказывает Елена Васильева, руководитель комитета развития Группы Компаний «КиН» (производитель коньяка). — В итоге, новые условия рождают и новые возможности. У нас в компании 2009 год называют «построением моста из прошлого в будущее»«.

Навести порядок в доме

По словам генерального директора кадрового центра «ЮНИТИ», формируя антикризисную команду, фирмы ориентируются на собственных сотрудников. «Безусловно, самых ценных специалистов необходимо удержать в компании, однако не стоит упускать возможность подобрать квалифицированные кадры. Среди кандидатов есть отличные профессионалы, но и сегодня их на рынке не много», — поясняет Владислав Лобанов.

Привлечь новых клиентов

Кризис переориентировал бизнес на другие сегменты рынка. «Раньше лидерами были:

  • финансовые,
  • инвестиционные,
  • страховые,
  • строительные предприятия,
  • организации сферы ритейла.

От них мы получали большинство заявок. Сегодня на смену им пришли

  • госкорпорации,
  • компании FMCG,
  • компании реального сектора.

Доля новых заказчиков в клиентском портфеле компании составляет 80%, — говорит Владислав Лобанов. — В сумме с ними давние партнеры агентства, вернувшиеся после кризиса, должны, по нашим прогнозам, составить значительную долю нового рынка«.

Повернуться лицом друг к другу

Выживать одному, безусловно, сложнее и компании стали дорожить своими клиентами, как маленькими, так и крупными. По словам Елены Васильевой, на российском рынке большую роль играют отношения, выстроенные на взаимном доверии и поддержке. «Во время кризиса партнерство проходит серьезную проверку на прочность. Так в товаропроводящей сети остается меньше лишних, случайных звеньев», — поясняет эксперт.

«В настоящее время у нас закрылось около 10% франчайзинговых магазинов, — рассказывает Анатолий Ким. — Это связано не столько с кредитами, сколько с психологией владельцев: люди хотят избавиться от рискованных обязательств перед банками. Чтобы поддержать партнеров, наша компания предлагает самым надежным из них работать по факторингу, с отсрочкой до 90 дней. Кроме того, как маркодержатели, мы ведем переговоры с администрациями торговых центров о снижении арендных ставок и таким образом стремимся сохранить эффективные отношения с владельцами франшиз».

«Современная ситуация связана с обострением конкуренции и, как следствие, увеличением требовательности клиентов к качеству продукции и уровню сервиса. С момента кризиса мы сократили количество персонала с 250 до 130 человек, — говорить Владислав Лобанов. — Это позволило снизить расходы: фонд оплаты труда, арендные платежи. Однако важнее то, что в компании остались наиболее квалифицированные и опытные сотрудники. В результате оптимизации эффективность труда возросла в два раза. Так, если в наиболее удачные для „ЮНИТИ“ времена мы выполняли один заказ в среднем за 80 дней, то сегодня — за 40. Это значительно повысило оборачиваемость бизнеса и удовлетворенность клиентов».

Порой кажется, что мы не в силах что-либо изменить. Кризис, как волна, накрыл всех участников рынка. Бороться со стихией бесполезно, но сегодня важно правильно выбрать те задачи, выполнение которых позволит удержаться на ногах, и бросить на них все свои силы.

Источник www.planetahr.ru

Правда об увольнениях

15.10.2009

Компания AVANTA Personnel провела исследование мотивации кандидатов в условиях кризиса в 7 крупнейших городах России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Владивосток, Пермь, Ростов-на-Дону.

В исследовании приняли участие более 1000 кандидатов. Большинство респондентов относится к возрастным группам 24-35 лет (55,7%) и от 18 до 23 лет (22,6%), в меньшей степени к группам от 36 до 45 лет (15,1%) и старше 46 лет (6,6%). В общем количестве опрашиваемых женщины составили 56,3%; мужчины, соответственно, 43,7%. Более половины всех опрошенных работает в сферах оптовой и розничной торговли, промышленности и производства (50,7%); остальные отрасли (фармацевтика, строительство, финансы, IT и пр.) представлены в меньшей степени. Почти половина всех опрошенных (46,2%) работает в следующих профессиональных областях: продажи и закупки; бухгалтерия, финансы и инвестиции; на административных позициях.Как показало исследование, 46,1% всех опрошенных назвали причинами смены работы отсутствие возможностей для карьерного роста (23,2%) и недостаточный уровень заработной платы (22,9%).Интересно, что 56,2% кандидатов отметили, что приняли решение уйти с последнего места работы самостоятельно. Были вынуждены это сделать 35,1% респондентов. Процент тех, кто продолжает работать в настоящее время, составляет 44,1%. Уже покинули работу 55,9%.Среди наиболее важных критериев при поиске новой работы респонденты указали следующие: уровень зарплаты (12,1%), возможность карьерного роста (11,1%), приобретение нового опыта и знаний (11%), надежность компании (10,8%). Интересные ответы получены на вопрос «Как долго Вы готовы искать работу»: 25,6% опрошенных готовы искать ее более 5 месяцев. С этим результатом вполне коррелируется ответ на вопрос «Что Вы предпримите, если не найдете работу за это время»? 37% опрошенных ответили, что будут искать работу столько, сколько потребуется.

Источник rabota.mail.ru

Сфера страхования в кризис

Наталья Комарницкая, консультант компании MORGAN HUNT:

Кризис повлиял на страховую сферу, как на большинство финансовых институтов. Многие страховые компании остановили свое развитие, произвели сокращение штатов и заморозили набор новых работников. В крупных страховых игроках сотрудникам было предложено пересмотреть заработную плату в сторону ее уменьшения, особенно это коснулось среднего звена продающих подразделений. Многим продавцам значительно снизили размеры бонусов,а новых сотрудников привлекают на условия, отличающиеся низкой фиксированной зарплатой.

Многие страховые компании произвели сокращение штатов и заморозили набор новых сотрудников.

Однако если говорить о топ-менеджерах, перед которыми ставят задачу руководства бизнесом в кризисное время, то их компенсационные пакеты остались достаточно высокими по рынку.

Несмотря на непростое время, есть случаи выхода западных страховых игроков на российский рынок. Это хорошая возможность получить опыт старт-апа в кризис, что потом послужит весомым плюсом в построении карьеры.

Мы наблюдаем сегодня на рынке потребность в руководителях высшего звена, в основном в области продаж (ориентированных на повышение эффективности каналов продаж) и маркетинга (с уклоном на ребрендинг и перепозиционирование компании). К данным кандидатам предъявляются довольно высокие требования, они проходят большее количество этапов интервью и получают достаточно большое количество кейсов. Также сейчас очень востребованы хорошие бизнес-тренеры.

Резко снизилось количество вакансий среднего и начального уровня в области продаж. Это связано с приостановкой развития компаний и закрытием филиалов, а также низкой покупательной способностью клиентов (как физических лиц, так и корпоративных клиентов (отказ от социальных пакетов из-за экономии бюджета)).

Сегодня на рынке наблюдается потребность в руководителях высшего звена в области продаж и маркетинга.

От финансового кризиса больше остальных пострадали:

  • менеджеры по работе с клиентами,
  • специалисты бэк-офиса (административные сотрудники, HR, PR-специалисты и т. д.).

Страховые компании сегодня готовы платить за хороший опыт, так как даже в кризис действительно хороших профессионалов мало и они не находятся в поиске. Поэтому работодатели готовы «перекупать» топ-менеджеров, которые могут выстроить антикризисную стратегию и четко вести по ней компанию. В дефиците, как и до кризиса, узкопрофессиональные страховые специалисты, например, андеррайтеры в области оценки промышленных рисков и т. д.

Если не брать агентский страховой рынок, думаю, можно назвать страхование довольно молодой областью. В западных страховых компаниях средний возраст сотрудников около 25-35 лет. Если говорить о соотношении спроса и предложения, то в открытом доступе очень много кандидатов, которые пострадали в результате сокращений. Но тем не менее, у нас есть сложные заказы от страховых компаний, закрытие которых требует больших трудовых и временных затрат (речь идет о переманивании специалистов из других компаний).

Чаще всего кандидатам не хватает стабильного западного опыта в страховании и достаточного знания английского языка, чтобы претендовать на привлекательные позиции в страховании.

Специалистам, попавшим под сокращение, могу посоветовать максимально широко рассматривать возможные варианты трудоустройства, не ограничиваясь одной областью. Задействуйте все инструменты поиска! Ищите работу не только на сайтах по поиску работы и путем рассылки резюме работодателям, но и используйте ваши профессиональные связи и рекомендации, что всегда более эффективно. Посещайте профессиональные мероприятия, регистрируйтесь в профессиональных сообществах, сообщите как можно большему количеству профессиональных знакомых о том, что вы рассматриваете предложения о работе.

Источник www.planetahr.ru